Как я готовилась к IELTS

Practice makes perfect.

Из всех этапов подготовки документов для эмиграции больше всего я волновалась именно за этот экзамен.
Свои знания до начала подготовки я оценивала где-то на 6.5 - 7 с натяжкой по шкале IELTS; а сдать необходимо было не меньше чем на уровень CLB 9 = IELTS L8 R7 W7 S7. При этом, недостача хотя бы 0,5 балла по одному из модулей лишала меня более чем 50 баллов по Express Entry из и так не особенно выдающейся общей суммы ~ 450.

На подготовку к тесту было запланировано три месяца (пока шел процесс апостилирования диплома и получения ECA от WES), что включало: подготовительные курсы (48 ак. часов), дополнительные индивидуальные занятия (Speaking) по skype (всего 10 часов) и ежедневная самостоятельная подготовка.

На заметку: Если есть лишние деньги - можно сходить на подготовительные курсы в группе. С точки зрения полезной информации, все, чему там будут учить, вполне реально найти самостоятельно в сети на сайтах, посвященных IELTS. Плюс, как правило, очные курсы больше ориентированы на тип теста IELTS Academic как более востребованный (т.е. целевая аудитория там - будущие студенты, которым нужно сдать IELTS на 6-6,5), и это тоже оказывает влияние на изучаемый материал - много не особенно полезного для сдающих IELTS General.
Поэтому, если лишних денег нет, без посещения очных курсов вполне можно обойтись, и выбор имеет смысл сделать в пользу самоподготовки + занятий с преподавателем только по модулям Speaking и Writing (я рекомендую для этого выбирать native speaker'а с квалификацией преподавателя ESL или аналогичной; час занятий по skype будет стоить 15-30 USD).
Тем не менее, именно посещение очных курсов дало мне возможность оценить реальный уровень моего знания английского относительно среднего уровня группы и укрепило уверенность в собственных силах.

Результат экзамена за первые два модуля (Listening и Reading) в значительной мере определяются пассивным словарным запасом тестируемого (и поэтому довольно часто встречаются оценки типа L7 R7 W6 S6 или L8 R8 W7 S7 - когда экзаменуемый в принципе неплохо знает язык, но мало пользуется им для повседневного общения).
Также, мне кажется, подобный разброс оценок может служить индикатором, сколько времени потребуется для прогресса до следующего уровня: L7 R7 W6 S6 вполне реально за несколько месяцев превратить во все 7; а на ровную 6 придется потратить гораздо больше времени (чтобы уложить в голову объем знаний, который в первом случае нужно просто вытащить из "пассива" в "актив").


Listening
По какой-то непонятной прихоти канадских аналитиков за этот модуль необходимо получить 8 (что на целый балл больше требуемого по остальным модулям).

Ежедневно на работе и в дороге я слушала BBC, CBC, подкасты радиопередач (особенно тех, куда звонят и высказывают свои мнения живые люди).
Дома делала пробные тесты из книжек Cambridge IELTS Books; причем, сколько бы я их не делала - средний результат все равно колебался около 34 (7.5 по шкале IELTS) - 35 (8 по шкале IELTS) правильных ответов из 40 =(
При этом основной моей проблемой с этим модулем было не понимание услышанного, а необходимость одновременно слушать, читать следующие вопросы и записывать ответы.

На заметку: потренируйтесь записывать на слух имена-фамилии и длинные номера; может пригодиться. С цифрами у меня особых трудностей не было, а вот имена-фамилии "уплывали" на 4-5 букве - я нашла из этого выход: при первом произнесении записывать "как слышится", а потом при проговаривании по буквам исправлять ошибки.

Мой результат: 8 (и я до самого конца не была уверена, что все получилось).

Reading
Этот модуль был самым легким из четырех; поскольку я много работаю с техническими текстами и на русском, и на английском языках - везде поминаемые навыки scanning и skimming поставлены очень хорошо.
Уже в процессе первых занятий на курсах я убедилась, что этого более чем достаточно для получения 7, и вся моя подготовка по этому модулю свелась к двум проверочным тестам в последнюю неделю перед экзаменом, чтобы освежить знания в памяти.

В общем, особых хитростей в подготовке к Reading нет: читать побольше (желательно, что-то близкое по тематике к текстам теста), делать тестовые задания.
Единственный спорный момент - это, пожалуй, не всегда однозначные вопросы типа True/False/Not Given (в которых логика автора вопроса не всегда совпадает с формальной, и часто сложно отличить False от Not Given по формальным критериям) - но из общего числа вопросов (40 шт.) их не так много, и значительного влияния на общую оценку возможная ошибка в них не оказывает.

Мой результат: 8,5 (39 правильных ответов из 40).

Writing
На заметку: обязательно скачайте в сети образец Writing Answer Sheet (пример: Task 1, Task 2), распечатайте и тренируйте письмо от руки и примерный объем текста, который нужно будет написать, в строчках (150 слов для письма, 250 слов для эссе).

Мне показалось, что те, кто не может в модуле Writing подняться выше 6 баллов, страдают по большей части не от недостаточного знания языка, а от отсутствия навыка четко формулировать мысли и непонимания структуры требуемого текста.

При подготовке мне очень помогли текстовые и видео материалы о том, что представляет из себя структура эссе, как писать вступление и заключение; в каких формулировках вопроса следует вставлять свое мнение, а в каких это не предполагается. Обязательно почитайте/посмотрите.
Для письма аналогично - формальное/неформальное, структура, устойчивые выражения, заключение и подпись и т.д.

Времени на раздумья (и перевод придуманных аргументов с родного языка на английский) у Вас практически не будет - поэтому нужно тренироваться писать быстро, четко и формулировать мысли сразу на английском языке.

На заметку: вместо простых связок "Firstly, ... Secondly, ..." имеет смысл использовать более сложные конструкции типа "The main reason for objecting to the idea of ... is ..." и т.д. Это одновременно позволяет продемонстрировать богатый словарный запас, а также увеличивает общее количество слов в тексте =)

Письменные работы обязательно должен кто-то проверять (если Вы ходите на курсы, не ленитесь, пишите все, что задают на дом и даже больше, и приносите преподавателю на проверку; если занимаетесь самоподготовкой - поищите репетитора в сети).

Однако, честно говоря, следовать рекомендациям преподавателей и писать по одному эссе/письму каждый день я себя заставить не смогла, поэтому ограничилась тем, что нам задавали на курсах (эссе и письма, штук по 5-6 каждых) и в качестве самоподготовки выписывала и заучивала связующие конструкции и устойчивые выражения, которые можно применить практически к любой теме, а аргументацию решила придумывать из головы по ходу дела более простыми словами. В итоге, у меня набрался целый блокнот + внушительная пачка листов А4 из подобных полезностей.

Мой результат: на письмо я потратила больше положенных 20 минут, в связи с чем времени на эссе катастрофически не хватало; и мне кажется, что хотя я успела его логически закончить, оно получилось строчки на 2-3 короче, чем требуемые 250 слов - тем не менее, свои 7 я в итоге получила.

Speaking
На курсах этому модулю уделялось гораздо меньше внимания, чем мне бы хотелось; и где-то через месяц после начала подготовки стало очевидно, что чтобы "разговориться" мне нужны дополнительные занятия.
Я занималась с преподавательницей-канадкой по skype в общей сложности около 10 часов; за это время мы обсудили все возможные вопросы из первой части модуля, и много-много вопросов из второй и третьей (все, как мне кажется, проговорить невозможно, потому там какое-то безумное количество вариантов).

Помимо этого выписывала в уже упомянутый выше блокнотик и заучивала всякие phrasal verbs, idioms, и прочие общеупотребительные конструкции (только уже из разговорной речи), использование которых очень желательно для получения оценки 7 и выше.

Результат: 7.
На экзамене мне "повезло" на русскоговорящую даму-экзаменатора с очень тихим голосом. Я долго сомневалась, стоит ли подавать апелляцию (по моим оценкам, добиться повышения до 7.5 было вполне реально), но на одной чаше весов были + 3 балла по Express Entry, а на другой - 4-8 недель рассмотрения, в течение которых сертификат IELTS теоретически не является действительным - и я решила оставить как есть.

Всем удачной подготовки!


Полезные ссылки

Сайты с материалами:
ieltsbuddy.com
dcielts.com
ielts-blog.com

Видео:
engvid.com

Книги:
Cambridge IELTS Books (сборник практических тестов, книги 1-10),
Complete IELTS Bands 6.5-7.5,
Vocabulary for IELTS Advanced,
Common Mistakes at IELTS Intermediate и Common Mistakes at IELTS Advanced,
На заметку: можно сэкономить много денег, если просто скачать все в сети и распечатать.

Форум про иммиграцию в Австралию Gday.ru, раздел про IELTS. Поскольку "австралийцам" с требованиями к знанию английского не повезло еще больше, чем нам, "канадцам" (IELTS 8 по всем модулям), обсуждение подготовки к тесту там весьма активное.

Сервис italki.com (поиск онлайн-преподавателей)

Подкасты:
- радиостанции CBC:
архив передачи As It Happens (новости дня)
архив передачи Cross Country Checkup (дискуссии о злободневных вопросах)
все передачи

- радиостанции BBC:
BBC Learning
BBC World Service
все каналы

13 comments:

  1. Thena, спасибо за ваше благородное дело и ваши систематизированные труды, весьма ценно!
    Насколько я знаю, необходимый минимум для подачи на федеральную программу это 6 баллов по всем категориям, верно? Т.к. вы говорите про необходимые 8. Или это необходимо для получения 450 баллов в пулле?
    За ранее спасибо.

    ReplyDelete
    Replies
    1. На здоровье =)

      IELTS 6 (CLB 7) это необходимый минимум не для подачи, а для попадания в пул заявок. Но начисленных при таком уровне языка баллов не хватит на то, чтобы получить ITA и собственно податься (т.е. этого уровня хватит только тем, у кого есть оффер с LMIA или номинация от провинции).

      Delete
  2. Значит, всё верно.
    Я расчитываю только на оффер или номинацию, или на самый крайний случай на учебу, т.к. высоких баллов мне никак не светит, даже при максимальных крайних баллов по IELTS, видимо из-за того что у меня только бакалавр, и возраст перевалил за 30.
    Спасибо! :)

    ReplyDelete
  3. Ссылки на Writing Answer Sheet больше не работают, скорее всего, новая ссылка: https://www.ieltsessentials.com/global/~/media/IELTS/Global/Files/PDFs/ieltswritinganswersheet.ashx

    ReplyDelete
  4. Спасибо за подробную информацию. Подскажите при регистрации на экзамен вы использовали данные российского или загран паспорта и указывали организации для отправки сертификата? Заранее спасибо.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Если Вы сдаете IELTS для использования за рубежом, то и регистрироваться надо по загранпаспорту. Организации я не указывала, т.к. CIC проверяет все через электронные базы данных по номеру сертификата.

      Delete
  5. Thena, спасибо за ваш труд!!! Очень информативно! А можно Вас попросить контакты именно Вашего преподавателя, с которым Вы занимались Speaking по Скайпу? Тоже хочу подтянуть speaking с 6 до 7. Спасибо большое! Мария

    ReplyDelete
    Replies
    1. На здоровье))
      Контакты я к сожалению уже куда-то протеряла.
      Могу только порекомендовать, если нужно поднимать уровень с 6 до 7 (а это довольно много по меркам теста), искать преподавателя, специализирующегося именно на подготовке к IELTS, а не просто "разговориться", как мне нужно было.

      Delete
  6. Thena,
    Можете пожалуйста рассказать поподробнее почему сертификат IELTS теоретически не является действительным на время апеляции. Не нашел подобной инфы. Спасибо!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Так было написано на сайте организации, где я сдавала тест: http://ielts-moscow.ru/page/EOR
      "Оригинал сертификата должен находиться в IELTS Тест Центре в течение всего периода рассмотрения апелляции, и не может быть использован Кандидатом."

      Delete
  7. Добрый день,
    Понимаю возможно вопрос глупый, но нигде так информацию и не нашел о том, нужно ли чтоб сертификат IELTS обязательно был General. Наличие сертификата по модулю Academic не подходит?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Добрый!
      Для иммиграции только General.

      Delete